1. Что произошло?  В связи с истечением срока, Государственная Дума распустилась окончательно. И последние ее заседания подбросили Президенту Владимиру Путину  работы - ему пришлось подписать десятки федеральных законов.

 Особенно настораживает то, что при принятии очень важных, требующих ювелирной точности поправок в налоговой сфере, в регулировании банкротства и деятельности юридических лиц, такой подход стал почти нормой. Поправки теперь «цепляют» сразу ко второму чтению законов, не имеющих никакого к ним профильного отношения. А это значит, что нам с вами, а также судам, опять расхлебывать,  написанное кое-как. Изменения затронули не только отдельные сферы хозяйствования, но и целые отрасли. Эксперты компании «taxCOACH» помогли нам разобраться в возникшей неопределенности, уже традиционной в налоговом регулировании. 

2. Налоговая тайна

Вслед за канувшей в лету банковской тайной (уже два года как налоговые органы вправе иметь доступ к сведениям о счетах и депозитах не только юридических, но и физических лиц), ограничивается и тайна налоговая.

 С 01.01.17 года будут открыто публиковаться следующие сведения: среднесписочная численность работников налогоплательщика; данные его бухгалтерской (финансовой) отчетности о суммах доходов и расходов; данные об уплаченных суммах налогов и сборов.

 Бросается в глаза то, что законодатель, решая проблему доказывания проявления должной осмотрительности при выборе контрагента (что делает правила игры в налоговом споре для вас более понятными), не учел характер взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности в сегменте малого и среднего бизнеса.

Для компаний с оборотами от 200 млн р/год до 1 млрд р/ год подобное раскрытие информации может оказаться очень чувствительным из-за возможности недобросовестной конкуренции. Кроме того, это упрощает оценку потенциала защиты жертвы для возможных рейдеров. (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации») 

3. АСК НДС 2

Налоговый орган ссылается на обновленный алгоритм работы нашумевшей системы АСК НДС 2, которая будет самостоятельно делить налогоплательщиков на 3 категории риска: с низким риском, с высоким риском и со средним риском.

Категория риска влияет на степень «внимания» налогового органа к налогоплательщику. Пока идет проверка новой логики системы, сотрудники инспекций должны перепроверять ее оценку и сообщать в случае, если они не согласны.

Напомню, что в связи с передачей ФТС своих контрольных функций в части НДС на границе налоговой службе, АСК НДС-2 получит в свое распоряжение также и эти данные. Таким образом, под камеральным контролем ФНС окажется вся цепочка добавленной стоимости и уплачиваемого налога с нее от импорта до экспорта с внутренним потреблением посередине.

Кроме того, согласно подписанному в ноябре 2015 года соглашению между ЦБ и ФНС, данные о сделках (реализации товаров, работ, услуг), попадающих в ваши декларации по НДС, в скором времени будут подкрепляться сведениями о реальных платежах.

4. Контроль за уплатой страховых взносов передается в ФНС.

Но не только НДС на таможне попадает под всевидящее око ФНС. Часть вторая НК РФ дополняется новой главой 34 «Страховые взносы», положения которой практически полностью повторяют ФЗ № 212 «О страховых взносах...».

О том, что социальные взносы плохо администрируются, говорили давно. Что ж, обещали и сделали: данным законом контроль за уплатой страховых взносов будет аргументирован всеми возможностями современного мощного налогового администрирования.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи...»).

5. Оператором Единого государственного реестра ЗАГС будет ФНС.

Усилить же «зрение» предпроверочного анализа в частности и налогового контроля в целом спешат ЗАГСы.

С 1 января будет создан электронный реестр, в который будут вноситься все акты гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства и др.).

Оператором Единого государственного реестра ЗАГС будет ФНС. Таким образом, данные сведения сразу будут поступать в распоряжение налоговых инспекторов. Учитывая успешный опыт работы налогового органа с технологией Big Data, становится очевидно, что информация об актах из ЗАГС’ов будет в автоматическом режиме сопоставляться с информацией из иных баз данных ФНС и использоваться в предпроверочном анализе.

(Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»).

6. Расширена библиотека поводов для приостановки операций по расчетному счету

Возможностей нажать на большую красную кнопку для блокировки счета налогоплательщика (читай: нормальной жизнедеятельности бизнеса) у рядового налогового инспектора (ооооочень далекого от бизнеса и его истинных проблем) становится все больше и больше.

С июня 2016 года библиотека поводов для приостановки операций по счету дополнена ситуацией, когда налогоплательщиком не обеспечено своевременное получение документов от ИФНС в электронном виде. Налогоплательщикам отводится всего 10 дней для обеспечения обмена информацией с налоговой через ТКС. Время отсчитывается со дня возникновения любого из оснований отнесения лица к категории налогоплательщиков, которые отчитываются в электронном виде.

Обязанность по обеспечению электронного документооборота считается исполненной при наличии у налогоплательщика договора с оператором на оказание таких услуг и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

(Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

7. Создается автоматизированная система контроля за применением ККТ.

Новая система контроля за применением ККТ, будет позволять в автоматическом режиме контролировать полноту учета выручки. Информация передается через оператора фискальных данных в налоговые органы. Предполагается поэтапный переход на автоматизированные ККТ:

до 1 февраля 2017 года — регистрировать ККТ можно по старым правилам и пользоваться ККТ, зарегистрированной по-старому, можно до 1 июля 2017 года.

до 1 февраля 2017 года применять правило можно в добровольном порядке, после — в обязательном.

до 1 июля 2018 года ИП, применяющие патент, ИП и организации, применяющие ЕНВД, оказывающие услуги населению или использующие торговые аппараты, вправе не применять ККТ, если по требованию будут выдавать квитанции и чеки.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники)

8. С 1 сентября вступили поправки в Закон О банкротстве, которые также касаются налоговой сферы.

ФНС могут продлить на 6 месяцев срок подачи требований в конкурсном производстве, если налоговой требуется больше времени для проверки либо решение в пользу ФНС не успело вступить в силу. Считается, что данная норма будет препятствовать ускоренным банкротствам, которые использовались для ухода от налоговых обязательств.

С учетом практики взыскания налогов с третьих лиц — с компаний «двойников» — использование банкротства как средства избежать уплаты долгов становится все менее и менее эффективным.

Напомню также, что примерно в 10% случаев именно ФНС является инициатором банкротства компаний. 

Еще больший интерес вызывает другое. Увеличился срок, который позволяет признать лицо контролирующим — с двух до трех лет.

 При этом ситуации, когда директор, учредители и иные контролирующие лица должны доказывать свою невиновность, дополнены новым обстоятельством. В случае, если более половины требований кредиторов третьей очереди обусловлены привлечением должника или его должностных лиц к уголовной, административной или налоговой ответственности, презюмируется недобросовестность контролирующих лиц.

 (Федеральный закон № 222-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ)

Таким образом, поправки продолжают тенденцию по усилению ответственности контролирующих лиц при несостоятельности. При этом в части ответственности за неуплату налогов не менее увлекательно смотрится и история, когда налоговый орган сумел взыскать с контролирующего лица причиненный вред бюджету без возбуждения дела о банкротстве. Правда в этом случае важно, что руководитель и учредитель компании - одно лицо. 

(Апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33-23791/2016 от 20.06.16)

 9. Срок действия системы налогообложения в виде ЕНВД продлевается до 1 января 2021 года.

То, чего так ждали региональные розничные сети — случилось. Аллилуйя!

 10. С 1 января 2017 года увеличены предельные значения показателей применения УСН

Теперь «упрощенцы» могут больше зарабатывать и иметь больше имущества:  «Упрощенцы» смогут зарабатывать до 120 млн рублей, что в два раза больше, чем сейчас.

Предельная величина стоимости (остаточная стоимость) основных средств при УСН будет составлять 150 млн рублей. На сегодня она составляет 100 млн рублей. Для перехода на УСН со следующего года (учитывая действие редакции закона, то с 2018 года) можно иметь доход не более 90 млн рублей за девять месяцев предшествующего года (т.е. 2017-го), вместо 45 млн рублей.

11. Размер неуплаты налогов, делающий ее преступлением, увеличен

С 15.07.16 г. размер неуплаты налогов, делающий ее преступлением, увеличен: — 900 тыс. рублей для физических лиц (ст. 198 УК); — 5 млн. рублей для юридических лиц (ст. 199 и ст. 199.1 УК) 

И это при том условии, что сумма неуплаченных налогов за три года превышает 25% общей суммы налоговых обязательств конкретной компании. Впрочем, надо признать, что более чем двукратное повышение порога уголовной ответственности - эхо девальвации рубля.Согласно годовому отчету ФНС России (форма 2-НК), средняя сумма доначислений налогов (без учета штрафных санкции и пени), приходящаяся на одну выездную налоговую проверку, за 2015 г. составила 7,4 млн руб. То есть мы не ошибемся, если скажем, что нарушения, выявляемые в трети всех проверок, точно будут подпадать под категорию «преступления» даже с учетом поправок.